Критерии доступности и качества
Показатели доступности и качества медицинской помощи
«Доступность медицинской помощи» – это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных и языковых барьеров.
«Качество медицинской помощи» – это совокупность характеристик, отражающих своевременность ее оказания, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степень достижения запланированного результата.
Основными гарантиями доступности медицинской помощи для граждан Российской Федерации являются законодательно закрепленные положения о бесплатном оказании медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст.41 Конституции РФ), о гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи гражданам в соответствии с Программой ОМС, включающим первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую и специализированную помощь, медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально – значимыми заболеваниями (психическими, онкологическими, венерическими, туберкулезом, СПИДом), а также медико-социальную помощь гражданам, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (ст. 38-42 ФЗ №323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
Доступность медицинской помощи также подразумевает возможность получения гражданами дополнительных медицинских услуг по Программам добровольного медицинского страхования (эта возможность законодательно закреплена и как одно из общих прав пациента пункт 10 ст. 30 Основ), а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций своих личных средств и иных источников, не запрещенных законами РФ.
Таким образом, право на охрану здоровья и доступность медицинской помощи гарантируется в РФ совокупностью норм различных отраслей права- конституционного, гражданского законодательства об охране здоровья граждан.
Показатели доступности медицинской помощи в ГАУЗ ПО «Великолукская СП»
Основные критерии доступности:
- Предоставление учреждением гарантированного объема медицинской помощи гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (выполнение государственного заказа).
- Предоставление учреждением медицинской помощи по программе добровольного медицинского страхования, а также за счет иных источников, не запрещенных законом РФ.
- Сбалансированность медицинской помощи в учреждении (обеспеченность врачами и средними медицинскими работниками).
- Высокий уровень квалификации медицинских работников, наличие у них сертификатов.
- Использование в работе новейших медицинских технологий, разработанных для службы стоматологической.
- Организация прикрепления по заявлению населения к учреждению и возможность выбора пациентом лечащего врача.
- Реализации права гражданина неоднократно обращаться за предоставлением стоматологической помощи.
- Сроки ожидания приема к специалисту и диагностических исследований не превышает установленных Программой гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Прием осуществляется в день обращения по талонам.
- Наличие предварительной записи через регистратуру на 14 дней вперед и через интернет сайт.
- Безотказный прием пациентов с острой болью, обратившихся за неотложной стоматологической помощью, в день работы учреждения в том числе в праздничные и выходные дни.
- Наличие немой информации в учреждении, облегчающей ориентацию слабослышащих пациентов;
- Наличие транспортной доступности учреждения для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Критерии качества стоматологической помощи в ГАУЗ ПО «Великолукская СП»
- Удовлетворенность населения медицинской помощью (51,4% от числа опрошенных);
- Количество обоснованных жалоб, в том числе на отказ оказания медицинской помощи, предоставляемые в рамках Территориальной программы (0%);
- Оптимальность использования ресурсов(100%);
- Отсутствие риска для пациентов(100%);
- Доля санированных от первично обратившихся(68,9%);
- Соотношение вылеченных зубов к удаленным;
- Соотношение неосложненного кариеса к осложненному(3,2:1);
- Доля вылеченных от первично взятых на ортодонтическое лечение (92,1%);
- Среднее число санаций в день на одного врача (3,6);
- Частота осложнений после лечения зубов(0,3%);
- Количество посещений в день на одного врача(10,0);
- Количество выработанных условных единиц трудоемкости(48,5);
Наименование |
2016 |
2017 |
2018 |
численность населения |
94021 |
92757 |
91435 |
1. Количество посещений |
82611 |
80423 |
77988 |
2. Выработано УЕТ всего |
373314,4 |
364206,2 |
323248,55 |
3.Количество рабочих дней |
6333,25 |
6544,0 |
6394,6 |
- в порядке плановой санации - в том числе детей |
13242
10733 |
11400
9759 |
11672
10431 |
- дошкольников - школьников - подростков - ИВОВ, УВОВ - Беременных от обратившихся |
72,0 74,1 86,3 48,3 94,0 |
72,1 74,7 86,4 57,1 91,7 |
72,0 74,6 86,0 - 90,4 |
3. Эффективность оздоровления детей на 1000 |
744 |
751 |
727 |
4. Эффективность оздоровления подростков на 1000 |
886 |
889 |
860 |
5. Принято больных всего |
82611 |
80423 |
77988 |
6. Запломбировано зубов всего |
45613 |
38303 |
38246 |
7. Поставлено пломб |
44430 |
27537 |
38505 |
8. Вылечено зубов в 1 посещение |
1184 |
977 |
734 |
9. Санировано населения в % |
12,7 |
12,5 |
11,8 |
10. Количество посещений на 1 жителя |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
11. Объем помощи в одно посещение в УЕТ |
4,0 |
3,9 |
4,2 |
12. Состоит на диспансерном учете |
2435 |
2435 |
2721 |
13. Эффективность диспансеризации |
75,3% |
74,8% |
78,2 |
Территориальной программой Псковской области устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи на 2019 г. на основе которых проводится оценка уровня и динамики показателей.